Спецпредложения

Предрейсовый медицинский и технический осмотр

Новости
25.01.12
Все услуги по одному номеру 8 (4842) 58-58-58.
В Калуге появилась Единая служба такси.
22.12.11

Единая служба такси г. Калуги и Калужской области 8 (4842) 58-58-58

19.05.11
"АКЦИЯ - ПОМОЖЕМ ДЕТЯМ ВМЕСТЕ". Отчёт "Городского такси" г. Жиздра от 19.05.2011г.
15.04.11
Пользуясь услугами «Городского такси» г. Жиздра Вы помогаете детям.

История такси

Главная \ Досуг \ История такси

      Такси (от фр. Taximètre «счётчик цены», позже так называлась сама машина) - средство общественного транспорта, обычно автомобиль, используемый для перевозки пассажиров и грузов в любую указанную точку с оплатой проезда машины по счётчику - таксометру. Иногда (в слаборазвитых странах почти всегда) цена назначается по договору с водителем. Чаще всего в качестве автомобилей такси используются седаны или минивэны, встречаются и лимузины. В развитых странах таксисты координируют свои действия с диспетчером таксопарка, который может передавать водителям сведения о заказах по радиосвязи, либо при помощи телефона. В японских такси для этой цели используется навигация через GPS.

      Отдельной категорией выделяются такси, которые не имеют инфраструктуры по приёму заказов и по вывозу пассажиров, а осуществляют вывоз пассажиров путём прямой интеграции с инфраструктурой множества реальных такси. Звонок пассажира или заполненная заявка на сайте попадает в распределительный центр, откуда с учётом приоритета обслуживания клиента (например, цена), попадает в информационные системы десятков таксопарков. Как результат - возможность подбора машины по тарифу или другим критериям и значительно большая вероятность подачи машины.

      Сильными сторонами служб такси является доставка в любую часть города в любое время в кратчайшие сроки и круглосуточный график работы. Но наряду из этим существует ряд слабых сторон: 1) высокая стоимость услуг; 2) низкая пассажировместимость; 3) возможность отказа в обслуживании в связи с отсутствием свободных машин; 4) нечеткое время подачи; 5) большая численность «нелегалов» (около 85% по данным 2010 года), а это часто предопределяет низкий уровень обслуживания: опоздание, приезд, по другому адресу, попытки водителя получить больше заявленного тарифа

      Существуют также маршрутные такси, которые осуществляют перевозки по определённым линиям - маршрутам. От автобуса маршрутные такси отличаются прежде всего тем, что осуществляют остановку и высадку пассажиров только по требованию, причём не только на остановках общественного транспорта, но и во всех местах по пути следования, где правилами разрешена остановка (посадку пассажиров маршрутные такси обычно осуществляют только на остановочных пунктах). Ещё одно отличие от автобусов: небольшое количество пассажиров.

      История такси

      Примитивные прототипы такси появились в Лондоне в 1636 г. и в Париже годом позже. Первые моторизированные наёмные экипажи - фиакры [фр. fiacre] появились во Франции в 1890 году, но особым успехом не пользовались. Бедным они были не по карману, у богачей имелись свои личные экипажи, а средний класс рисковал воспользоваться их услугами лишь в исключительных случаях. Причиной тому было отсутствие строгого единого тарифа на перевозку. В 1891 году немецкий учёный Вильгельм Брюн изобрёл первый таксометр и ситуация стала быстро меняться. В 1907 году на улицах английской столицы появились первые таксомоторы оборудованные таксометрами, и спрос на услуги такси резко возрос.

      Следует отметить, что самими таксистами новшество было воспринято недружелюбно, ибо мешало утаивать часть прибыли от хозяев таксопарка и назначать за проезд заведомо завышенную цену в зависимости от выгоды ситуации (ночь, путешествие в криминальный район города, дождь, мороз и т. д.). Но рынок заставил нечистых на руку водителей измениться или покинуть этот бизнес, и в скором времени компания «Рено» наладила серийное производство машин со встроенными таксометрами.

      Нью-йоркские такси окрашивают в жёлтый цвет, иногда с чёрно-белыми шахматными участками, на крыше имеется подсвечивающаяся в ночи лампочка с номером «медальона» (лицензии). Яркий цвет был выбран ещё в начале XX века компанией Yellow Cab, которая наладила выпуск автомобилей, предназначенных для работы только в качестве такси. Мотивация проста: жёлтые такси были заметны издалека.

      В 60-х годах XX века нью-йоркское такси было оснащено радиосвязью с диспетчерами. Однако это привело к многочисленным жалобам со стороны пассажиров, поскольку машина, следующая на определённый адрес по вызову, не могла подобрать «голосующих» на улице. На сегодняшний день у жёлтых такси вообще нет диспетчеров: эти такси предназначены исключительно для подбора пассажиров на улице и не имеют права работать по вызову. Помимо жёлтых такси, в Нью-Йорке также имеются кар-сервисы - компании, осуществляющие легковые перевозки в заказном порядке, то есть по вызову. Водители и диспетчеры кар-сервисов обычно пользуются радиосвязью. Они не имеют права использовать счётчик. Кроме того, их машины не могут иметь на крыше лампочку, характерную для такси.

      Лондонские такси традиционно окрашивают в чёрный цвет. Польские такси обычно разноцветные. В Гонконге существуют 3 типа окраски такси: наиболее частый - красный, зелёные такси используются в районе Новых Территорий, а синие - на островах Лантау. В ОАЭ такси, как правило, окрашены в кремовый цвет, как и в Германии. В Сингапуре таксомоторы голубые, а в Таиланде они - розовые.

      Тарификация

      В большинстве такси в бывшем СССР была принята такса за километр, которая составляла в 1988 году - 20 копеек, при этом расстояние между исходной и конечной точками вычисляется ещё до поездки. Преимуществом такого подхода является ориентация на пассажира - стоимость поездки не зависит от дорожной обстановки, а водителю выгоднее ехать оптимальным маршрутом и с оптимальной скоростью. Недостаток - водителю невыгодно выходить на работу в часы пробок, которых, впрочем во времена СССР не было. (это обычно компенсируется повышением таксы в часы пик).

      Другие варианты тарификации:

  • такса за минуту;
  • такса за километр по счётчику.

      Оба этих варианта чреваты мошенничеством со стороны таксиста. Стоимость поездки на такси, как правило, не зависит от количества людей и груза (дополнительная оплата идёт только за простой и груз сверх багажника). В местах, где спрос на такси велик (например, в аэропортах ночью) таксист берёт того, кто предложит больше.

      Дополнительные услуги такси

      Кар-сервис (англ. Car service - автомобильная служба) - разновидность такси, существующая в городах, где пассажирские перевозки строго регулируются властями (например в Нью-Йорке или Лондоне). В отличие от такси, машины кар-сервиса имеют произвольную окраску. Кроме того, кар-сервисам не разрешается иметь на крыше подсветку, характерную для такси. Такси предоставлено эксклюзивное право подбирать пассажиров с улицы. Кар-сервисы же, наоборот, могут работать только по вызову и не имеют право ловить клиентов на улице.

      В России в последние годы тоже появляются аналогичные службы. В них как правило используются дорогие новые иномарки бизнес-класса без отличительных признаков такси. Они пользуются спросом среди клиентов, которые хотят обозначить свой высокий социальный статус.

      Помимо собственно такси - легкового извоза - службы такси могут предоставлять и другие услуги.

  • Аренда автомобиля представительского класса.
  • Грузовое такси - для перевозки габаритных грузов.
  • Эвакуатор - для буксировки сломавшихся автомобилей.
  • Трезвый водитель - подвоз подвыпившего водителя на его же машине.
  • Междугородное такси - поездка на такси из одного города в другой.
  • Встреча пассажиров в аэропорту

      Частное такси в Российской Федерации

      В больших городах РФ имеются полностью легальные таксомоторные предприятия со всеми атрибутами, как то: собственный автопарк, техосмотр, счётчики и так далее. Есть, соответственно, полностью нелегальные частные извозчики. В малых городах России распространены полулегальные фирмы, по статусу находящиеся где-то посередине. Они состоят из водителей, директора и диспетчеров. Такие предприятия работают круглосуточно и только по вызову. Водители работают (на жаргоне - «таксуют») на личных автомобилях разных марок и класса, поэтому автомобили не имеют каких-либо характерных атрибутов такси (единой цветовой гаммы, «шашечек» и т. п.); обычно дело ограничивается маленьким оранжевым маячком на крыше. Как и всякое такси по вызову, автомобили оборудуются радиосвязью. Возможен также вариант, когда фирма оплачивает таксисту мобильную связь.

      Ремонт и техобслуживание являются прерогативой водителей и производятся ими за свой счёт и в личных гаражах, поскольку таксопарка, как такового, нет. Заправка также производится водителями за свой счёт. Оплата фиксированная, одинаковая для любых расстояний по городу. Счётчики отсутствуют, поэтому, строго говоря, такие перевозки не являются таксомоторными (нет платы «по таксе»). Как правило, можно заказать поездку в другой населённый пункт, обычно близлежащий, но осуществляются и более дальние поездки - в местный областной центр или даже дальше. В этом случае оплата возрастает, но, опять-таки, устанавливается заранее. Услуги таких фирм пользуются популярностью при выездах на пикник большими компаниями, так как, в отличие от выезда на личных автомобилях, отпадает необходимость соблюдать трезвость.

      Дневная выручка остаётся у водителей, которые обязаны сдать в «общий котёл» либо процент от выручки, либо фиксированную сумму за сутки (рабочую смену) либо за каждый заказ. Из «общего котла» оплачиваются труд диспетчеров и другие расходы. График работы водителей и диспетчеров, как правило, «день-ночь-отсыпной-выходной». Автомобили не проходят обязательного ежедневного техосмотра перед выходом на линию. Водители, соответственно, не проходят обязательного ежедневного медосмотра. Достоинствами таких фирм являются круглосуточный график работы и быстрый приезд по вызову. Недостатком является повышенная опасность поездок из-за отсутствия тех- и медосмотра. Правовой статус таких предприятий неясен. По сути, они являются кооперативами «бомбил».

      Такси в Интернете

      Первое заметное упоминание такси во Всемирной паутине - регистрация домена taxicab.com. И, таким образом, датой появления такси в Интернете можно считать 12 марта 1996 года. примерно через 2,5 года в Рунете появляется домен taxi.ru.

      С тех пор присутствие таксопарков в Интернете постоянно увеличивалось, и на состояние 2010 года Google индексирует 87 миллионов страниц со словом «taxi». А Яндекс насчитывает 32 миллиона страниц, упоминающих «такси». Наряду с сайтами таксопарков появляется множество каталогов такси.

      В связи с распространением общедоступных картографических служб (например, Google Maps) и Веб 2.0 во Всемирной сети появляются принципиально новые сервисы, связанные с такси. Так в зоне .com появляется TaxiWiz, позволяющий вычислить стоимость поездки по выбранному пути на такси в ряде городов США и Европы. А в зоне .ru начинает действовать Таксовик, который ввиду особенностей российского рынка такси с нефиксированной ценой поездки, позволяет сравнить цены при поездке по заданному маршруту в ряде таксопарков Москвы. Причём, такси, досконально зная свои города, активно участвуют в доработке и совершенствовании электронных карт (например, Яндекс. Карты), что положительно влияет на оперативный процесс добавления строящихся объектов и внедрение новых программ с учётом дорожной структуры.

      Велосипедные и мотоциклетные такси

      В Бангкоке мото-таксисты носят оранжевые жилеты

      На Филлипинах полулярен вариант транспортного средства представляющего из себя гибрид мотоцикла с рикшей

      Во время Второй мировой войны большинство автомобилей-такси были конфискованы рейхом, бензина тоже почти не было. Многие страны Европы перешли на мускульную тягу: своеобразными такси стали велосипеды, соединённые с колясками-прицепами для пассажиров.

      Сегодня во многих странах Азии властями разрешено применение в качестве такси мотоциклов. Как правило, такие такси не имеют колясок и везут одного пассажира, а иногда даже двух.

 

 

 

 

 


      Информеры - курсы валют
с Вами по привычным маршрутам